Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

Category:

Настолочное: Mare nostrum

В субботу впервые за долгое время выбрался поиграть в настолки. Так как практически все лето у нас ничего не происходило, то накопилось некоторое количество игр, вообще ни разу не опробованных. В этот раз решили дать шанс Mare Nostrum - стратегии про античное Средиземноморье.

На самом деле, эта игрушка неопробованной может считаться лишь отчасти - когда-то давно такую купил kot_kiborg, и мы сыграли в нее несколько партий. Правда, было это так давно, что я, похоже, тогда еще не вел ЖЖ - во всяком случае, поста про нее я не нашел, а было это и впрямь в районе 2005 года - так что, наверное, за несколько месяцев до появления этого ЖЖ. В общем, тогда мы пришли к выводу, что с балансом в игре есть проблема - Египет, если ему не мешать, с третьего хода начинает строить чудеса света, а после этого с ним что-то сделать очень сложно, и на седьмой ход он выигрывает по правилу "построй четыре чуда света". Я рассказал обо всем этом Стасу, но оказалось, что это новая редакция, в которой очень многое переделали.

Поменялось и впрямь многое. Во-первых, изменились национальные особенности: скажем, если раньше Рим строил легионы дешевле, чем все остальные (умеренно полезно), а Греция получала аналогичную скидку на триремы (исключительно бесполезно, по большому счету), то теперь им дали "+1 к силе войск в атаке" и "+2 к силе войск в защите", что уже вполне убедительно. Сильно расширили (ежели я правильно помню старую версию) список чудес света - дополнили его легендарными героями, которые с точки зрения правил практически то же самое: купил четверо героев и/или чудес в любом сочетании - победил; а до того каждый дает какие-то преимущества - военные или экономические (от "каждый ход получи дополнительно 1 любой ресурс" до "получи +5 к сумме бросков кубика в сражениях" или "раз в ход построй легион за 1 монету, а не 3"). Уменьшили количество провинций - если раньше между начальными позициями было по две нейтральные провинции, то сейчас местами есть непосредственная граница, ну или максимум одна нейтральная территория. Вдобавок те провинции, которые изначально были нейтральными, но в силу расположения - в тылу у каждой из наций - все равно было понятно, кому доставались, теперь были отданы этой нации сразу - не нужно было тратить ход на их освоение. В общем, игра должна была стать более агрессивной, без возможности несколько ходов спокойно развивать экономику.

На практике все получилось несколько странно. В первой партии я играл за Карфаген. Египет в лице defuego попытался было сразу пойти в атаку, но сломался о пограничную крепость. Я забрал нейтральную провинцию с редким ресурсом и пообещал не претендовать на большее, чтобы он в дальнейшем переключил свое внимание на Вавилон. Благодаря этому решению и хорошей стартовой экономике дальше я за 5 или 6 ходов построил нужное количество чудес и героев, на чем партия и завершилась. В районе Малой Азии было всяческое веселье - греки и египтяне пытались отнять Трою у вавилонян :) - а в нашей части Средиземноморья все было спокойно и бесконфликтно.

Решив, что освоили правила, мы решили, что вполне можем сыграть еще раз другими нациями - наверняка дело пойдет побыстрее (на эту партию у нас ушло часа два, пока разбирались в подробностях правил и т.п.). Хм. Никто не думал, что настолько! На первый ход Вавилон (под руководством Маши Колядиной), у которого способность бесплатно "столбить" нейтральные территории, захватывает один из трех ключевых нейтральных городов - Иерусалим. Я в этот раз играю Египтом и пытаюсь для начала вдохнуть жизнь в свою хилую экономику. На второй ход Вавилон забирает нейтральную Трою (второй ключевой город), строит в Иерусалиме три легиона и захватывает ими мою Александрию. Вавилон контролирует четыре ключевых города - победа. На партию ушло примерно полчаса, из которых больше половины мы потратили на то, чтобы разложить фишки в начальное состояние игры :)

В общем, к балансу у меня все-таки остались вопросы. Легко достижимые условия победы - с одной стороны, конечно, придает динамизма, но с другой - значительная часть потенциала игры остается нереализованной. (Аналогичные ощущения у меня бывают во всяких 4X стратегиях - как же можно начинать строить флот, когда тут еще столько прикольных технологий не открыты! Еще каких-то 20-30 ходов - и мы доберемся вот до той ячейки технологического дерева, а там у-у-у!). Возможно, бодрый старт с немедленным началом активного противостояния - это в какой-то мере и неплохо, но тут же все, как обычно - тратишь ресурсы на армию - не останется на экономику, и тебя быстро опередят те, кто пару ходов сидел спокойно в уголке. Если в прошлой редакции золотым правилом было "Все, кто рядом - бегите воевать с Египтом", то теперь то же самое относится к Вавилону.

Резюме: в принципе, еще в нее сыграть я не против, но с большим энтузиазмом проголосую за "Eclipse" или "Игру престолов".
Tags: boardgames
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments