Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

Categories:
  • Music:

"Сломанная реальность"-2: Как игры вызывают положительные эмоции

В творческом порыве я одолел еще одну главу :) (если бы я с таким энтузиазмом переводил всякие фильмы... В общем, в полном соответствии с озвучиваемыми тезисами).
(Для будущего напишем, что начало тут: https://mikeiva.livejournal.com/713769.html)



Игры делают нас счастливыми, потому что это сложная работа, которую мы добровольно выбрали для себя. Оказывается, ничто не делает нас счастливее, чем хорошая, сложная работа.

Обычно мы не воспринимаем игры как тяжелый труд. В конце концов, мы же играем, и мы привыкли думать, что это прямая противоположность работы. Но ничего не может быть дальше от истины. Брайан Саттон-Смит – психолог, занимающийся играми – пишет: "Противоположность игры – не работа, а депрессия".

Согласно клиническому определению депрессии, во время нее человек страдает от двух вещей: "пессимистического чувства несоответствия" и "унылой бездеятельности" (pessimistic sense of inadequaсy and a despondent lack of activity). Если подобрать к ним противоположность, то получится примерно следующее: "оптимистическое чувство, вызываемое вашими способностями" и "живительный поток деятельности". В клинической психологии нет термина, который характеризовал бы такое положительное состояние, но оно отлично описывает эмоциональное состояние человека во время игры. Игра – это способ сфокусировать энергию, наполниться оптимизмом, занимаясь чем-то, в чем ты хорош (или становишься лучше) и чем наслаждаешься. Иными словами, игра – это прямая эмоциональная противоположность депрессии.

Играя в игру – преодолевая ненужные препятствия – мы активно смещаем себя к положительному концу эмоционального спектра. Мы глубоко вовлечены, и это приводит нас как раз в нужное состояние ума и условия, чтобы генерировать положительные эмоции и ощущения. Все неврологические и физиологические системы, отвечающие за счастье – система внимания, центр подкрепления, система мотивации, центры эмоций и памяти – полностью активируются в процессе игры.

Эта предельная эмоциональная активация – основная причина увлекательности компьютерных игр. Когда вы пребываете в концентрированном состоянии оптимистической вовлеченности, биология делает так, что вам становится легче думать в позитивном ключе, создавать социальные связи, улучшать свои сильные стороны. Вы активно настраиваете свой ум и тело быть счастливее.


В обычной жизни мы выполняем сложную работу, потому что должны – чтобы заработать на жизнь, чтобы пробиться, соответствовать чьим-то ожиданиям или просто потому, что нам это поручили. Нам не нравится такая работа. Она вызывает стресс, отнимает время, которое можно провести с семьей и друзьями, приводит к тому, что нас критикуют. Мы боимся не справиться с ней и зачастую не видим непосредственных результатов своего труда, потому мы редко чувствует удовлетворение.

Или, что еще хуже, работа оказывается недостаточно сложной. Вам скучно. Вы чувствуете, что могли бы сделать больше, что вас не ценят. Что вы тратите жизнь понапрасну.

Когда мы не выбираем для себя сложную работу сами, чаще всего это не та работа и не в то время, не подобранная именно под ваши сильные стороны, процесс которой вы не контролируете и о которой не имеете ясного представления – для чего вы трудитесь и каким будет результат. Сложная работа, которую вас просит сделать кто-то другой, не активирует центр счастья в той же мере. Очень часто она не захватывает нас, не настраивает на оптимистический лад, не придает сил.

Насколько счастливее стало бы человечество, если бы мы смогли активировать умы и тела сотен миллионов людей, дав им напряженную работу получше. Бросив им вызов, предоставив разнообразные задания, которые можно выполнять с семьей и друзьями, где и когда угодно. Сообщая о том, насколько они продвинулись к цели и как повлияли на окружающий мир.

Именно этим занимается современная игровая индустрия. Она удовлетворяет нашу потребность в лучшем тяжелом труде – и помогает заниматься им тогда и там, где мы захотим. Забудьте пословицу "Джек все работал и не играл – и невеселым мальчиком стал": хорошая игра - это тяжелый труд. Труд, которым мы наслаждаемся и который выбрали для себя сами. А когда мы напряженно трудимся ради интересного нам результата, мы настраиваем свой ум на счастье.

Ноэль Кауард однажды сказал, что "Работа – большее развлечение, чем развлечения". Психологические исследования показали, что на самом деле большая часть занятий, которые мы подразумеваем, произнося "развлечения", вызывают умеренную депрессию. Почти все виды деятельности, которые мы называем "отдыхом" – смотреть телевизор, есть шоколад, пялиться на витрины или просто бездельничать – не улучшают нашего настроения. На самом деле, после них люди чувствуют себя менее мотивированными, менее уверенными, менее заинтересованными. Но почему это так?

Мы неплохо представляем себе, что нам неприятно, и стресс и беспокойство зачастую находятся в начале списка. Предаваясь "развлечениям", мы пытаемся добиться противоположности этих неприятных эмоций, используем их как противовес избыточной нагрузки. Но это смещает нас слишком далеко в противоположную сторону: от стресса и беспокойства мы переходим к скуке и депрессии. Мы чувствовали бы себя лучше, получая не "легкие удовольствия" (easy fun), а "сложные" (hard fun).

Hard fun – это то, что мы ощущаем, испытывая положительный стресс, или эустресс. С психологической и неврологической точки зрения, эустресс практически идентичен обычному: выделяется адреналин, активируется цепочка подкрепления, кровь приливает к управляющим вниманием центрам мозга. Разительно отличается наш настрой.

Если мы ожидаем провала или боимся, или на нас давит что-то внешнее – избыточная нейрохимическая активация не делает нас счастливее. Мы становимся злыми, воинственными, хотим убежать или закрыться от всех. Это провоцирует защитное поведение – еду, курение, употребление наркотиков.

Под действием эустресса мы не испытываем страха или пессимизма. Мы вызвали стрессовую ситуацию намеренно, и потому уверенны и полны оптимизма. Выбрав тяжелый труд, мы наслаждаемся стимуляцией и активацией. Благодаря им мы хотим погрузиться в работу полностью и сделать ее.

Благодаря hard fun мы начинаем чувствовать себя гораздо лучше. Потому неудивительно, что среди тех видов деятельности, которые вызывали набольший интерес и позитивное настроение как во время, так и после были игры – спортивные, настольные и компьютерные. Исследования доказали то, что геймеры и так знали: мы предпочтем напряженную работу пассивным развлечениям. Возможно, поэтому геймеры проводят перед телевизором меньше времени, чем кто-либо еще.
Как сформулировал гарвардский профессор Таль Бен-Шахар, "Мы становимся более счастливы, оживляя (enlivening) наше время, а не убивая его".
Tags: books, games, translation
Subscribe

  • О конях и радугах

    Что-то подумалось: "В сказке можно покататься на луне // И по радуге промчаться на коне". А можно ли отправиться по радуге на коне куда-то, кроме…

  • Проверка слуха

    Чувак играет на 5 скрипках от 70 баксов до Страдивари и предлагает угадать, где какая. https://www.youtube.com/watch?v=9e0Tuvitkgs Страдивари и…

  • Транспортное

    Оказалось, что где-то через пару недель мне надо будет метнуться в Москву и обратно. Внезапно обнаружил, что РЖД, расписание которого и так отдавало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • О конях и радугах

    Что-то подумалось: "В сказке можно покататься на луне // И по радуге промчаться на коне". А можно ли отправиться по радуге на коне куда-то, кроме…

  • Проверка слуха

    Чувак играет на 5 скрипках от 70 баксов до Страдивари и предлагает угадать, где какая. https://www.youtube.com/watch?v=9e0Tuvitkgs Страдивари и…

  • Транспортное

    Оказалось, что где-то через пару недель мне надо будет метнуться в Москву и обратно. Внезапно обнаружил, что РЖД, расписание которого и так отдавало…