Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

  • Music:

Ф-1: по итогам сезона


Для разнообразия, в Абу-Даби не унылая гонка. Понятно, что за это надо сказать спасибо Льюису, который собирал паровоз как мог. Эта его тактика очень понятна, но ощущение того, что это как-то некрасиво, все равно есть. Хотя понятно, конечно, что в статистике не пишут "Четырехкратный чемпион; один чемпионат выигран некрасиво".

В целом же я полагаю, что некая высшая справедливость в таком исходе есть. Во-первых, Нико не настолько хуже, чтобы заслуживать 0-3 по титулам за три года. Во-вторых - более длинное.

"Формула" из тех видов спорта, в которых сравнивать разные эпохи и их героев практически невозможно. Машины разных эпох имели слишком мало общего, чтобы можно было сказать "Кларк был лучше Сенны" или наоборот на основе какого-то прямого сопоставления. А периодические смены спортивного регламента раз за разом обесценивали даже те показатели, которые можно было бы использовать для сравнения. Последний крест на самом очевидном параметре - заработанных очках - поставил переход на "за победу 25", но и до того систему периодически перетряхивали. Увеличение числа гонок в сезоне нанесло удар не только по карьерным очкам, но и сделало почти бессмысленным "число побед за карьеру" - в 50-х не каждому везло проехать столько гонок, сколько за пару сезонов сейчас (не говоря уже о том, что их еще надо было пережить). Некоторый смысл имеет соотношение побед к общему числу гонок, в которых пилот принял участие, но кардинально разный уровень надежности техники "тогда" и "сейчас" и этот параметр делает довольно сомнительным. Пожалуй, стоило бы считать соотношение числа побед к числу финишей - но такой статистики мне никогда не попадалось.

Параметром, о котором все еще имело смысл говорить, было число чемпионских титулов. Ну то есть имело, по большому счету, до начала этого века - эпохи, отмеченной периодами длительного технологического доминирования одних и тех же команд. В прошлом, конечно, тоже были сезоны, когда одна машина была существенно лучше, чем все остальные (сразу приходят на ум Макларен в 1988 и Уильямс в 1992) - но случаев, когда катастрофическое превосходство затягивалось больше, чем на пару лет, пожалуй, не было; ну и всегда оставались технические сходы, дававшие какие-то шансы остальным. Все же в чемпионстве должен быть подвиг, и те годы, когда победа была практически предопределена - едва ли свидетельство величия завоевавшего ее пилота.

Поэтому, на мой взгляд, в начале 2000-х пять титулов Шумахера, завоеванных в основном в отсутствие конкуренции как со стороны других команд, так и напарника, подорвали осмысленность и этого показателя. А чуть позже довольно здоровая атмосфера 2005-2010 сменилась аналогичным периодом технологического доминирования Red Bull, изрядно обесценивающим вклад Феттеля в его титул четырехкратного чемпиона.

Последний период еще более явного доминирования Мерседеса смотрится по телевизору повеселее, чем ужасно тоскливая первая половина 2000-х, лишь благодаря тому, что Росберг и Хэмилтон соперничают гораздо острее, чем Шумахер и Барикелло. Но мне кажется, что три титула подряд в одной команде вдобавок к боевому 2008 года - это было бы не очень хорошо именно с точки зрения "вечной табели о рангах". Все-таки у меня нет ощущения, что Хэмилтон уже сейчас однозначно заслуживает места вровень с Простом и выше кучи достойных трехкратных. Если в следующем году будут примерно равны хотя бы две команды, и он снова выиграет - это будет совсем другое дело.

Ну и еще пару слов собственно о гонке.
В Феррари в очередной раз какие-то загадочные люди принимают решения о тактике. В тот момент, когда Риккардо поехал на второй пит-стоп, мне на диване было понятно, что Райкконену надо теперь оставаться на трассе и потом переобуваться в припасенный новый суперсофт, чтобы иметь какие-то шансы, если только редбулловские механики не налажают на пит-стопе. Почему стратегам Феррари, видевшим, что те не налажали, и наверняка тоже знавшим, сколько именно секунд выигрыша дает подрезка, на осознание этого не хватило полутора минут? Ясно же было, что они выпустят Кими позади обоих РБ и на такой же резине, что не дает никаких явных перспектив побороться с более быстрой машиной на трассе, на которой для обгона нужен темп примерно на полторы секунды быстрее.

Кстати, обгон Росбергом Ферстаппена - с учетом того, что для Нико стояло на кону, и репутации голландца - это было сильно и технически красиво.

Ну и да, я, в целом, согласен со скаевскими комментаторами, что стоило починить машину Баттона, пусть даже через час, и дать ему доехать до клетчатого флага. Это был бы правильный жест.
Tags: f-1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • К вопросу о сервисах для чгкшников

    Не так давно был опрос о том, какие проблемы нужно бы решить на радость редакторам. У меня есть мысль про то, что надо сделать то ли для игроков, то…

  • Разбирая старые фото

    Не помню, что я имел в виду, когда это фотографировал пару лет назад на Кипре, но зверь выразительный. Upd: прочитав с подачи Димы Борока вики…

  • A red red rose

    Как вы, наверное, знаете, где-то в ходе изобретения всяких сортовых роз - тех, которые везут из Эквадора и Кении прямо к нашим цветочным ларькам, -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • К вопросу о сервисах для чгкшников

    Не так давно был опрос о том, какие проблемы нужно бы решить на радость редакторам. У меня есть мысль про то, что надо сделать то ли для игроков, то…

  • Разбирая старые фото

    Не помню, что я имел в виду, когда это фотографировал пару лет назад на Кипре, но зверь выразительный. Upd: прочитав с подачи Димы Борока вики…

  • A red red rose

    Как вы, наверное, знаете, где-то в ходе изобретения всяких сортовых роз - тех, которые везут из Эквадора и Кении прямо к нашим цветочным ларькам, -…