Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

  • Music:

Книжное - Гибсон

Прочитал еще пару вещей Гибсона, "Распознавание образов" и "Идору". И как-то обе показались мне отчасти самоповторами.

"Идору" числится второй частью трилогии, начинающейся с "Виртуального света", но, на мой взгляд, числить их трилогией все-таки сложно - совершенно независимые вещи, происходящие в одном мире. Ну да, главный герой "ВС" играет небольшую роль в "Идору", но не более того. В завязке сюжета - объявление, что популярный (а скорее даже культовый) рокер собирается жениться на виртуальной певице (той самой идору - это японское произношение слова idol), которая почему-то показалась этакой вариацией на тему Энджи из Count Zero / Mona Lisa Overdrive. На этом интересное, к сожалению, по большому счету, заканчивается, дальше идет стандартный гангстерский боевичок, в основе которого - желание русской мафии (о да!) заполучить нанотехнологию, по классу опасности приравниваемой японским (там происходит действие романа) законодательством к ядерному оружию. Правда, зачем это все мафии нужно, остается не вполне понятным - во всяком случае, когда упомянутый рокер предлагает главному мафиози обменять ее на островок в Токийском заливе, тот легко соглашается. Вообще же мафия тут довольно плюшевая, а главные гады, похоже, во всей трилогии - это всяческие СМИ. В общем, не так уж неправдоподобно.

Если проводить параллели, то скучная часть чем-то похожа на неоригинальную же часть сюжета Reamde (то бишь и там, и там есть русская мафия, непонятно чем занимающаяся на фоне хай-тека). Впрочем, тут речь идет скорее о штампах экшн-жанра, а вот насколько случайно совпадание истории искусственного интеллекта, пытающегося общаться с людьми, в "Идору" (1996) и "Лабиринте отражений" (1997) - другой вопрос.

Если параллели между "Идору" и предыдущими вещами Гибсона довольно смутные, то вот "Распознавание образов" показалось мне едва ли не ремейком "Count Zero". Миллионер Йозеф Вирек / Хьюберт Бигенд нанимает Марли Крушкову / Кейс Поллард, чтобы та отыскала тщательно шифрующихся авторов необычных произведений искусства, и благодаря выдающейся интуиции, помощи чуваков, обладающих доступом ко всяким необычным данным и почти безлимитной кредитке у них все получается. Правда, тут мир практически наш, поэтому никакого космоса и т.п. (одни самолеты; вообще, возникает ощущение, что Гибсона спонсирует какая-то авиакомпания - кажется, в каждом романе у него есть ненавязчивое описание, как классно летать первым классом, особенно в Японию; если никто из героев ни разу не слетает в Японию, то это, наверное, и не Гибсон вовсе написал).

Зато про Россию любопытно. Как я понял, написано по мотивам визита в Россию в конце 90-х (за метро еще расплачивались жетонами) знакомой Гибсона.

В «Шереметьево-2» Кейс проходит паспортный контроль и таможню; все окрашено в единообразный бежевый цвет, в духе семидесятых. Зал ожидания взрывается ей в глаза невероятным обилием рекламы – буквально на каждой плоской поверхности. На багажной тележке по крайней мере четыре рекламных плаката: прокат автомобилей «Герц» и три незнакомых, на русском. Как и в Японии, ее сбивает с толку абсолютное незнание языка. С другой стороны, так даже спокойнее – по количеству коммерческих сообщений московский аэропорт ничуть не уступает токийскому.

Оглядевшись, Кейс замечает банкомат, над которым латинскими буквами написано Bankomat. Наверное, в Америке их бы так и назвали, если бы изобрели в пятидесятых. Воспользовавшись своей карточкой, а не карточкой «Синего муравья», она получает пухлую пачку рублей и выкатывает тележку наружу, навстречу первому глотку русского воздуха, насыщенного запахом незнакомой разновидности выхлопных газов. Вокруг суетятся водители разномастных машин, предлагают подвезти до города, но Кейс помнит, что ее задача – найти то, что Магда назвала «официальное» такси. Это удается довольно легко: ее увозит из аэропорта зеленый дизельный «мерседес», приборная панель которого освящена фигуркой православного храма на аккуратной белой салфеточке.

Широкая мрачная дорога в восемь рядов называется «Ленинградское шоссе», если верить «Путеводителю по планете Москва», купленному в аэропорту Хитроу. Движение в обе стороны очень плотное, но без пробок. Огромные грязные грузовики, роскошные машины, дряхлые автобусы – вся эта публика шныряет и меняет ряды с поразительным бесстрашием, от которого у Кейс начинают подрагивать коленки. Да еще ее водитель постоянно говорит по мобильнику при помощи наушника, ввинченного в левое ухо, и одновременно слушает музыку через вторые наушники, надетые сверху. Понятие разметки здесь, судя по всему, весьма условно. Так же, как и понятие правил дорожного движения. Кейс пытается сосредоточить внимание на разделительной полосе, где растут симпатичные мелкие цветочки.

На горизонте появляются высокие оранжевые здания, над которыми стоят чудовищные колонны белого дыма. Непривычное зрелище. Очевидно, к такому понятию, как изоляция промышленных зон, здесь тоже не испытывают большого уважения.

Чем ближе к городу, тем чаще мелькают рекламные щиты. Компьютеры, электроника, роскошная мебель. В голубом небе нет ни облачка, если не считать монументальных столбов дыма и желто-коричневой выхлопной прослойки у горизонта.

Первое впечатление о Москве: все объекты слишком большие – гораздо больше, чем необходимо. Циклопические сталинские здания из желтоватого камня, украшенные темно-красным орнаментом, созданные, чтобы запугивать и подавлять. И остальное в том же духе: фонтаны, площади, фонарные столбы.

Они пересекают восемь рядов забитого машинами Садового кольца, и коэффициент урбанизации подпрыгивает сразу на несколько делений. Рекламный бурелом становится еще гуще.
Справа мелькает грандиозное здание железнодорожного вокзала в стиле арт-нуво – пережиток ушедшей эпохи, по сравнению с которым лондонские вокзалы кажутся игрушками. Затем появляется «Макдоналдс», столь же неоправданно-огромный.

Деревьев здесь неожиданно много. Привыкнув к увеличенным масштабам, Кейс начинает замечать более мелкие дома – одинаковые, поразительно уродливые, построенные, должно быть, в шестидесятых. Если так, то более безобразного образца архитектуры шестидесятых она еще не видела. Углы зданий потрескались и выкрошились, некоторые вообще полуразвалились, многие стоят в строительных лесах.

<...>
Номер на двенадцатом этаже просторнее, чем она ожидала. Из эркера открывается панорамный вид на Москва-реку и город на противоположном берегу. В отдалении сверкают купола большой церкви, а на небольшом островке торчит какое-то немыслимо уродливое сооружение. Путеводитель поясняет, что это памятник Петру Великому, который необходимо охранять, чтобы местные эстеты его не взорвали.

<...>
– Почему здесь так много полицейских машин? – спрашивает Кейс, только чтобы не допустить молчания, которое, она боится, может ее убить. Задать следующий вопрос. – Они проезжают очень быстро, но без сирен.
– Полицейские машины?
– Немаркированные, с голубыми мигалками.
– О нет! Это не полицейские. Это машины важных людей, богатых людей. Или тех, кто на них работает. Они купили разрешение, могут не подчиняться правилам движения. Мигалки – предупреждение другим, знак вежливости. Вам это странно, да?

<...>
Чувство, преследовавшее ее с самого начала – что все здешние объекты необоснованно огромны, – под землей стало вдвое сильнее. Избыточная роскошь станций превзошла самые смелые фантазии. Сверкающая бронза, розовый мрамор с аквамариновыми вставками, ослепительные хрустальные люстры на мощных колоннах, подпирающих высокие потолки, – элементы, уместные скорее для бальных залов, чем для станций метро. Как будто все богатство таинственной страны, которую Уин называл последней империей девятнадцатого века, влилось сюда через темные каналы тридцатых годов, чтобы превратиться в эти великолепные дворцы общественного транспорта.
Tags: books
Subscribe

  • К вопросу о сервисах для чгкшников

    Не так давно был опрос о том, какие проблемы нужно бы решить на радость редакторам. У меня есть мысль про то, что надо сделать то ли для игроков, то…

  • Два абзаца про The Chosen :)

    1. Если вы сыграли и хотите что-то сказать о пакете, то мне всегда интересно. Оферты нет :) Единственный дошедший до меня отзыв положительный, но это…

  • Будем как все

    Меж тем, ушла эпоха! В этом году саратовская высшая лига по свояку будет играться без выбора вопросов. Вероятно, мы были единственным турниром вне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments