Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

Настольное: World of Tanks: Rush, Game of Thrones (карточная)

Вчера поиграли в две настолки: наконец, спустя два с лишним месяца после покупки, удалось сыграть две партии в World of Tanks: Rush, а в карточную "Игру престолов" поиграли соревновательной компанией, так сказать - до этого ее пробовали только в "добром домашнем" варианте - с мамой и Лизой.

WoT:R в целом оставил неплохое впечатление. Игра по механике напоминает "Доминион": у каждого игрока есть небольшая стартовая колода из умеренно бесполезных карт, есть "магазин", в котором можно покупать новые карты техники. Существенных отличия от Доминиона два: во-первых, предложение карт не фиксировано (10 видов карт действий на партию + победные карты), а постоянно меняется - взамен купленным картам и самой старой из невостребованных из колоды техники выкладываются новые (то есть ротация идет весьма активно). Во-вторых, нет специальных карт денег - техника может использоваться для оплаты покупки новой техники (не спрашивайте меня, какое соответствие реальной жизни имелось в виду. Мы предположили, что на танках удобно ездить за картошкой, на которую можно что-то выменять). Однако есть у карт танков и другие применения: во-первых, их можно отправить в атаку на базу или технику противника, во-вторых - выставить на защиту своей базы, попутно использовав их специальную способность. Игра заканчивается после того, как у любого игрока захватят все три базы. Победные очки даются за захваченные базы, за уничтожение вражеской техники (при уничтожении выдается карта медали, добавляемая в колоду игрока) и выполнение боевых задач: карты задач случайным образом выбираются в начале игры и бывают преимущественно двух видов: накупить больше всего [легких танков; средних танков; тяжелых танков; вспомогательных войск,...] или получить больше всего медалей той или иной нации (убили вражеский танк своим французским танком - получите французскую медаль). Собственно, именно задачи и обеспечивают большую часть победных очков.

Самая существенная проблема игры, как мне кажется, в том, что в течение большей части игры невыгодно использовать танки иначе как ресурсы. Дело в том, что если мы атакуем, то получаем в колоду медаль. Медаль ничего не делает, только может использоваться как 1 ресурс, а двойная медаль, даваемая за уничтожение 2 танков за ход - как 2 ресурса. Однако при трех картах на руке в начале каждого хода нам нужна средняя эффективность карт в колоде в 2 ресурса, а в ней и так накапливаются менее эффективные карты - так что одиночные медали явно портят нам эффективность колоды. В общем, медали нужно брать только той нации, которая фигурирует в боевых задачах, и то с осторожностью.

Карты баз еще хуже - они дают по 3 победных очка, но не могут использоваться как ресурсы вовсе. В Доминионе есть карты действий, которые позволяют пришедшие на руку бесполезные карты победных очков или сбросить с руки, взяв взамен них новые, или просто взять ещё карт - в WotR первых нет вовсе, вторых довольно мало, и карт на руке тоже мало - поэтому шансы вытащить что-то нужное не так велики. Таким образом, начинать вести какие-то военные действия можно лишь набрав побольше карт в колоду, чтобы медали не заморозили вам дальнейшую игру. В общем, это несколько странно для игры с таким названием.

Разумеется, еще можно разыгрывать спецспособности танков. Одна беда: при этом танки встают на защиту базы. Соответственно, не попадают в нашу колоду, пока не будут уничтожены, или пока мы не сыграем новый танк на защиту в тот момент, когда свободных мест на базах не будет - при этом один из уже стоящих на них танков мы вернем в сброс. А способности этих карт, скорее всего, полезные, и нам совершенно не нужно, чтобы они застывали на защите баз, которые нам вообще не нужны - за их сохранение даже очков в конце игры не дают. Поэтому мы тайно надеемся, что кто-то разберет две наших базы (подпортив себе колоду) и поскорее уничтожит стоящую на их защите технику (еще подпортив колоду медалями), и тогда мы, наконец, сможем сыграть наши танки снова. В общем, это как-то совсем не соответствует сеттингу.

Полезность спецспособностей очень разная - если "купить сколько угодно танков на этом ходу" почти всегда бесполезна (большую часть времени мы еле можем купить один не лучший), а вот "возьмите N карт" великолепна, если N>1, как и "все противники сбрасывают по карте" - даже единожды примененная, она сильно портит всем жизнь на ближайший ход.

Еще один "скорее минус" - до конца игры непонятно, кто побеждает. Если в том же Доминионе можно хотя бы считать "Провинции", купленные каждым игроком, то в WotR следить и за собой, и за противниками одновременно практически нереально. Ну, во всяком случае, моей памяти на такое не хватает даже близко.


В общем и целом, неплохая игра, но а) очень рандомная (шансы, что в трех картах на руке будет то, что нужно, не особо высоки; в четырех картах предложения магазина тоже может оказаться фигня) и б) сильно противоречивая в отношении игромеханики и сеттинга. Хотя бы за сохраненные базы победные очки давали бы, что ли... Наверное, хоумрулами это как-то можно пофиксить, но тут попахивает тотальным ребалансом. Впрочем, это впечатление после двух партий, может, потом откроются какие-то новые моменты.

А вот карточная "Игра престолов" утвердила впечатление полного провала, которое оставалось после первых пробных партий, о которых я писал выше.

Игра чем-то напоминает MtG. Ну, тут есть тут есть существа, усиления существ, эффекты, на них влияющие и все такое. Существа ходят в атаку, что дает некие эффекты. Огромнейшее "но" состоит в том, что ходить в атаку чертовски невыгодно: сейчас вот ты пошел, заложился на то, чтобы победить в бою - а противник тебя пропустил, почти не защищаясь, а потом пошел в ответ два раза по разным параметрам. Если же, как в нашем случае, игроков четверо, и каждый играет сам за себя - сходив в атаку, ты, с вероятностью, огребешь от всех троих.

Очень чувствуется, что игра претендует быть спортивной. "Угадайте, какой план применил противник, и..." - ну как я могу угадать, если я даже не видел этих карт никогда? Кому пришло в голову такую карту класть в базовый набор для новичков? Очень чувствуется, что игра претендует быть коллекционной: баланс между колодами... откровенно фигов, нужно, надо понимать, докупать карт и все переделывать. Скажем, у Баратеонов есть Станнис, которого может блокировать только другой лорд (а за незаблокированную атаку Станнис приносит в общей сложности 3 победных очка, при игре до 15). За все время игры других лордов на столе обнаружилось двое, оба слабее - то есть атака все равно проходила и приносила по 2 очка.

У Таргариенов есть Мейстер Эйемон, который может "спасти героя Ночного дозора". Рад за него, но карт этого самого дозора там то ли совсем нет, то ли исчезающе мало (логично, да - что им делать у Таргариенов). Т.е. это бессмысленная карта, которая еще и стоит непомерно много, потому что относится к чужой фракции. У тех же Таргариенов (да, я ими играл) основная механика, на которую завязана куча карт - это использование усилений-"довесков": "когда вы выкладываете довесок, получите...", "когда противник выкладывает довесок, нанесите..." и так далее. Довесков за всю игру на столе было три, один из них мой. И таких колодостроительных багов огромное количество.

Толкование правил игры зачастую неочевидно. В рулбуке нет банального глоссария - а просматриванием оного рулбука нам, скажем, так и не удалось установить, чем отличается "Сброс" от "Кладбища". "Пропустите фазу налогов в этом ходу" - это "игрок, использовавший эту способность, пропускает..." или "В этом ходу фазы налогов нет"? В общем, такого тоже много. Ну да, верю, что есть FAQ на эту тему, но это же очевидные вещи, которые надо в правилах сразу делать; да, на ходу как-то решали, но после выверенных формулировок Магии это ужасно.

В общем, к концу шестого хода и второго часа игры мы плюнули и свернули игру - хотя, теоретически, шансы не дать выиграть Баратеонам у нас были, но всех задолбало. Подозреваю, в ближайшем будущем мы едва ли достанем эту игру еще раз.
Tags: boardgames
Subscribe

  • A red red rose

    Как вы, наверное, знаете, где-то в ходе изобретения всяких сортовых роз - тех, которые везут из Эквадора и Кении прямо к нашим цветочным ларькам, -…

  • Непростой процесс подготовки лежанки с подогревом для кошки

    "Я должен был понять, что что-то неладно - кофе так и не принесли" - примерно так говорит герой свежеэкранизированного классического романа, на…

  • Внезапные встречи, 2 шт.

    С 1 сентября летние погоды у нас резко выключили, но гуляльные пока на месте, чем я и пользуюсь, ходя с работы, сколько не лень (иначе говоря, до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments