Mike Ivanov (mikeiva) wrote,
Mike Ivanov
mikeiva

Category:
  • Music:

Пара мыслей о сборке ЧГК-пакетов

Про игры сейчас писать не сезон, так что напишу-ка я пару мыслей с высоты своего 12-летнего опыта упихивания вопросов в пакет :) На откровения не претендую, но может быть кому польза и будет. Дело в том, что несколько раз мне приходилось встречаться с последствиями такого подхода, что главное - отредактировать вопросы, а как уж их там расставить - дело пятнадцатое. Ну или, по крайней мере, у меня оставалось впечатление, что редактор(ы) подошли к вопросу подобным образом. На самом же деле игроки рассматривают вопросы не по одному, а в контексте как минимум тура, а то и всего пакета, и задача редактора в том, чтобы итоговое впечатление от турнира у его участников было как можно лучше. Расстановка вполне может изменить это впечатление, по моим прикидкам, как минимум на +-10%.

Соображения, исходя из которых я выбираю расстановку, вполне очевидны.

Лучше всего действительно запоминается последнее впечатление. Последние вопросы туров и особенно - всего пакета, должны оставлять после себя хорошие эмоции. Правда, дальше эти случаи стоит разделить.

Если мы говорим о последних вопросах всех туров, кроме последнего, то они должны быть красивыми и несложными. Очень приветствуется - веселыми. Совсем кнопки ставить надо с осторожностью, потому как есть риск того, что игроки ответивших команд начнут еще до окончания минуты вставать со своих мест, ходить по залу и вообще мешать остальным. Несложным же вопрос должен быть потому, что взятые вопросы почти всегда приносят игрокам больше удовольствия, чем невзятые.

Если же речь идет о последнем туре, соображение о легкости более не актуально. Он должен состоять из лучших ваших вопросов, а последние 3-5 - best of the best. Последний тур обязательно должен быть разделяющим: игроки лидирующих команд спокойно воспримут, если покажут равный результат где-то в начале турнира, но невозможность отыграться в последнем туре воспринимается куда более негативно, особенно если (о ужас!) этот тур и они, и конкуренты закончат со 100% результатом.

Удачным примером реализации этого приема был фестиваль в Ульяновске лет этак пять назад. Это был один из последних случаев (скорее даже последний), когда пакет делался из своих вопросов. На три тура хороших совсем не хватало - два, игравшиеся в первый день, произвели весьма угнетающее впечатление. А вот третий тур на другой день был просто отличным, и в целом впечатление от пакета (и оценки ЧГК фестиваля) было куда лучше, чем "среднее арифметическое" по всем вопросам.

Когда игра только начинается, надо дать время участникам втянуться, разогреть мозги и т.д., потому не стоит в самом начале ставить убойные вопросы максимальной сложности. Как минимум первые 2-3 должны быть достаточно простыми. Это относится к первому туру каждого игрового дня. В остальных турах длительной разминки не нужно - все же 15-минутный перерыв не так сильно сбивает с настроя, но один менее сложный вопрос поставить стоит.

Что касается первого тура в целом, он во многом тоже играет разогревочную роль, позволяет участникам привыкнуть к вопросам и т.п. В то же время он создает настрой на дальнейшую игру - не факт, что если все было хорошо в начале, то и дальше все будет восприниматься "на ура", но весьма вероятно, что плохой первый тур наложит негативный отпечаток на восприятие пакета в дальнейшем. Так что первый тур должен быть, с одной стороны, несложным, с другой - достаточно симпатичным.

Что же касается расстановки вопросов внутри туров, то по возможности надо не ставить сериями очень простые или очень сложные вопросы, но в то же время избегать резких скачков - потенциальный "гроб" после явной кнопки и наоборот. "Кривая сложности" должна быть как можно более плавной. Да, разумеется, и сложность, и красота - оценки субъективные, причем сильно отличающиеся для разных игроков. Неплохо, если вы попросите тестеров указывать в комментариям к вопросам, понравился ли он им чисто субъективно или нет.

Если же говорить о распределении вопросов по сложности между турами, стоит учитывать количество вопросов, отыгрываемых за день. Понятно, что ближе к концу пакета даже из 30 вопросов (и тем более - при большем количестве) игроки несколько устают. Соответственно, самые сложные вопросы стоит ставить в начале-середине каждого из туров, кроме первого за день; в первом, напротив, в середине-конце.

Иногда бывает, что в пакет идут несколько вопросов по одному и тому же источнику, причем это в явном виде указывается в тексте ("по мнению остроумного Станислава Ежи Леца...") и, таким образом, неминуемо обратит на себя внимание игроков. Разумеется, появления более чем пары таких вопросов надо избегать, а если это никак невозможно - по крайней мере, как-то замаскировать этот факт. Последнее допустимо скорее в ситуациях, когда вероятность того, что кто-то знаком с источником и может получить из-за этого преимущество, очень мала. Если у вас пара таких вопросов, лучше поставить их подряд - это уменьшит число утверждающих, что "весь пакет то и дело играли вопросы по @source_name". Если вы абсолютно уверены в том, что раскопали экзотический источник, особенно с забавным названием, и хотите использовать несколько основанных на нем вопросов, то, наоборот, можно подать это как "фишку" пакета и поставить эти вопросы, например, по одному в туре. Но слишком усердствовать не стоит - все же чем меньше у вас будет повторений, тем лучше.

Если суммировать все эти соображения, то получается следующий алгоритм работы. Во-первых, я оцениваю вопросы по двум критериям - сложности и красоте (обычно от 1 до 3). Далее ставлю на место последние 3 вопроса пакета. После этого - первые три, затем первые и последние вопросы всех туров. После этого комплектую последний тур, потом - как минимум начало первого. Далее выбираю наиболее сложные из оставшихся вопросов и распределяю их по пакету. Ну а после этого размазываю остальные ровным слоем :) Да, делать это непосредственно в ворде с готовыми текстами вопросов очень сложно, обычно я делаю табличку в экселе, в которой можно окинуть все взглядом сверху.

После того, как черновая версия собрана, я несколько раз вычитываю пакет, чтобы избежать скоплений вопросов на близкие тематики (кино, литература, спорт и т.д.); как ни стараюсь "разбирать" их на предыдущей стадии, в кучки они сваливаются примерно как оставленные без присмотра веревки.

Данные соображения не претендуют на абсолютную истинность и непогрешимость, равно как и полноту, но вроде бы вполне работоспособны :)
Tags: chgk; editing
Subscribe

  • ЧГК-редакторское

    Вчера я тут в фбшной чгк-группе сделал опросик. Представьте, что задается примерно такой вопрос: [тут какое-то первое предложение, в котором…

  • Чемпионат мира-2018 - мой тур

    На самом деле, кажется, уже и так примерно понятно - кому обычно нравится, тем понравилось и сейчас, кому обычно не нравится - без неожиданностей. Но…

  • Редакторское

    Осень получилась какая-то загруженная в плане редактуры всяческих вопросов. Сдал вот тур на ЧМ; мне кажется, получилось интересно, и вроде бы мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • ЧГК-редакторское

    Вчера я тут в фбшной чгк-группе сделал опросик. Представьте, что задается примерно такой вопрос: [тут какое-то первое предложение, в котором…

  • Чемпионат мира-2018 - мой тур

    На самом деле, кажется, уже и так примерно понятно - кому обычно нравится, тем понравилось и сейчас, кому обычно не нравится - без неожиданностей. Но…

  • Редакторское

    Осень получилась какая-то загруженная в плане редактуры всяческих вопросов. Сдал вот тур на ЧМ; мне кажется, получилось интересно, и вроде бы мне…